Какие документы нужны для недвижимости, полный перечень для подготовки к продаже

22 апреля 2022

По статистике каждая пятая сделка купли-продажи квартиры срывается по вине продавца. Чаще всего человек просто не знает, какие документы нужны для недвижимости. Специалисты советуют собственникам имущества не затягивать с подготовкой пакета бумаг и начинать их собирать еще до публикации информации о продаже квартиры.

Отсутствие обременений при продаже квартиры

Первое, что нужно сделать продавцу, — подтвердить отсутствие обременений на перерегистрацию права собственности. Для этого необходимо заказать выписку из ЕГРН. Она включает в себя следующую информацию:

  • технические характеристики объекта и его кадастровую стоимость;
  • сведенья о собственнике;
  • наименование и реквизиты документа, на основании которого продавец получил право собственности;
  • данные о том, что квартира находится в залоге, под арестом, либо на нее наложены иные ограничения, если они есть.

Из выписки можно узнать, не зарегистрирована ли площадь на несовершеннолетних или недееспособных лиц, сколько человек является собственниками имущества и как часто объект продавали.

Получить выписку из ЕГРН можно по заявлению, обратившись лично в Росреестр или МФЦ. В большинстве регионов страны собственник имеет право заказать электронную справку через «Личный кабинет» на портале «Госуслуги» или на официальном сайте ЕГРН.

Электронная выписка имеет такую же юридическую силу, как и бумажный документ. За онлайн-форму гражданин платит пошлину в размере 250 рублей, а за справку в традиционном виде — 400 рублей.

Согласие всех собственников

Если человек продает долю в квартире, то он обязан не только подготовить документы на недвижимость, но и получить согласие на проведение сделки от других собственников.

По закону, для этого направляют заказное письмо с описью вложений. В уведомление включают следующую информацию:

  • данные продавца;
  • сведения об объекте;
  • стоимость реализуемого имущества;
  • условия заключения договора купли-продажи;
  • другие данные, если необходимо.

Получив письмо, второй владелец недвижимости соглашается на покупку части квартиры или отказывается от сделки, предоставляя при этом согласие на реализацию доли.

Если в течение месяца после отправки уведомления никто не изъявил желания выкупить долю, то продавец имеет право продать ее без согласия второго собственника.

Ускорить процедуру можно только в том случае, если дольщик не против реализации доли в квартире. Тогда владельцам недвижимости рекомендуется обратиться к нотариусу для заверения согласия.

Как собрать полный пакет документов

Точный список документов для продажи квартиры зависит от ситуации. Стандартный пакет бумаг включает в себя:

  • гражданский паспорт продавца или свидетельство о рождении, если собственник не достиг совершеннолетия;
  • справку о зарегистрированных на площади лицах;
  • договор в свободной форме с указанием основных сведений о сторонах, предмете и условиях сделки;
  • выписку из Единого государственного реестра недвижимости об отсутствии ограничений на совершение сделок с объектом;
  • согласие на заключение сделки от других собственников или опеки;
  • документы, удостоверяющие право собственности на объект;
  • кадастровый и технический паспорт.

Сбор пакета бумаг — достаточно сложный и затратный процесс. Сэкономить нервы и время поможет риелтор. Специалисты агентства недвижимости «МСК КЛЮЧ» избавят от трудностей, быстро и корректно подготовят договор купли-продажи, помогут собрать документы, необходимые для заключения сделки.

Паспорт

Гражданский паспорт — это главный документ, который необходим для идентификации личности владельца недвижимости. Без него сделку купли-продажи заключить невозможно. Если собственников несколько, то паспорт предоставляет каждый из них. Данные идентификатора указывают в договоре.

Если владелец недвижимости — иностранец, то, кроме гражданского паспорта, он обязан предоставить нотариально заверенный перевод документа и разрешение на проживание на территории РФ, например, ВНЖ.

Справка о составе семьи

Подтвердить, что на продаваемой площади никто не зарегистрирован, можно при помощи справки о составе семьи. Она представляет собой выписку из домовой книги, только в расширенном виде.

Для получения такой справки владельцу квартиры необходимо обратиться в территориальное подразделение миграционной службы, в местную администрацию (если речь идет о реализации недвижимости в деревне или в селе) или в МФЦ. В первых двух случаях документ выдадут в день обращения, во втором — через 2–4 суток.

Договор купли-продажи

Договор купли-продажи и акт приемки-передачи имущества — это главные документы для продажи квартиры. В договоре отражают основную информацию о сторонах сделки, реализуемом объекте и условиях заключения соглашения. В частности, в него включают:

  • Ф. И. О., реквизиты сторон;
  • кадастровую информацию о квартире;
  • цену объекта;
  • условия передачи денег и имущества;
  • подписи сторон;
  • дату подписания договора.

Договор купли-продажи составляют в трех экземплярах. Один остается у продавца, второй передают покупателю, а третий — сотруднику МФЦ в момент перерегистрации права собственности. Передачу имущества и средств оформляют актом приема-передачи.

Выписка из ЕГРН

Раньше для перерегистрации права собственности на квартиру продавец предоставлял свидетельство, выданное на его имя. Теперь необходима только выписка из ЕГРН.

Ее получают до подписания договора купли-продажи. Бумажная форма стоит 400 рублей. Госпошлину оплачивают в банке, онлайн через Госуслуги, личный кабинет кредитной организации или иным способом.

Заявку на предоставление выписки подают в Росреестр или МФЦ. Чтобы сэкономить время, заявление можно отправить онлайн на официальном сайте ЕГРН или на Госуслугах.

Обратите внимание! Выписка из ЕГРН действительна в течение месяца с даты выдачи. После истечения этого периода документ нужно заказывать снова.

Нотариальная доверенность

Чтобы понять, какие документы предоставить при продаже квартиры, каждую ситуацию нужно рассматривать более детально, индивидуально. Например, владелец недвижимости не может присутствовать во время заключения сделки и поручает это своему представителю. Подпись представителя в договоре будет действительна только при условии, что у него есть нотариальная доверенность.

Документ составляют самостоятельно либо при помощи нотариуса, юриста или риелтора. В нём прописывают следующую информацию:

  • данные законного представителя продавца;
  • права, которыми наделено доверенное лицо;
  • сведения об объекте недвижимости, включая его адрес;
  • дату составления.

Доверенность в обязательном порядке заверяют у нотариуса. Без этого документ не имеет юридической силы, а сделку, которая заключена с представителем продавца без доверенности, могут признать незаконной.

Разрешение органов опеки и попечительства

Сложнее продать квартиру, которая находится в собственности маленького ребенка. Если ему не исполнилось 14 лет, то родителю или законному представителю придется доказывать то, что сделка не нарушает его права. Для подтверждения законности продажи имущества обращаются в органы опеки и попечительства.

Сотрудники ведомства, если нужно, проводят проверку и только после этого выдают разрешение. Если по мнению представителей опеки детальное изучение ситуации не нужно, то согласие можно получить в день обращения.

Свидетельство о рождении ребенка

По общим правилам свидетельство о рождении ребенка продавца для продажи квартиры не нужно. Но оно понадобится в том случае, если несовершеннолетний является совладельцем недвижимости. Чаще всего такое происходит при реализации недвижимости, купленной на материнский капитал.

Обратите внимание! Если ребенок уже получил паспорт, но не достиг возраста 18 лет, свидетельство о рождении всё равно необходимо предоставить.

Письменное согласие супруга

Если квартира куплена во время брака, то ее признают совместным имуществом. В таком случае документы на объект недвижимости подкрепляют согласием второго супруга на заключение сделки в письменном виде.

Единой формы разрешения на законодательном уровне не существует, но его рекомендуется заверить у нотариуса.

Правоустанавливающий документ

Перед продажей квартиры собственнику необходимо подготовить правоустанавливающие документы на недвижимость — бумаги, на основании которых человек стал владельцем объекта. Это может быть договор купли-продажи или приватизации, дарственная, свидетельство о наследстве и т. д.

Технический паспорт

По общим правилам перерегистрацию права собственности можно провести без технического паспорта на квартиру. Но документы кадастрового учета объекта недвижимости могут понадобиться в том случае, если продавец реализует имущество, находящееся в собственности у несовершеннолетнего.

Кроме того, технический паспорт часто требуют банки при оформлении ипотеки. Документ помогает определить, не проводил ли собственник незаконную перепланировку.

Если бумаги нет в наличии, то ее можно получить в территориальном подразделении БТИ либо через МФЦ.

Заключение

Человеку, который ранее никогда не продавал квартиру, сложно понять, какие документы для этого нужны. Точный перечень бумаг напрямую зависит от конкретной ситуации. Например, если собственник один, то достаточно составить договор купли-продажи, предоставить свой паспорт и выписку из ЕГРН. Чтобы понять, какие документы на недвижимость следует подготовить, лучше обратиться за консультацией к специалисту — юристу или агенту по недвижимости.