Как получить налоговый вычет при покупке квартиры

1 апреля 2022

Законодательство РФ дает возможность компенсировать часть расходов при покупке жилья. Это называют имущественным налоговым вычетом. Его может оформить каждый гражданин РФ, который выплачивает подоходный налог. Выплата ограничена суммой в 260 тыс. рублей. Чтобы ее получить, необходимо подготовить определенный пакет документов и обратиться в ФНС с заявлением.

Условия получения налогового вычета

Каждый официально работающий житель РФ, купивший квартиру, способен компенсировать часть потраченных средств через налоговый вычет. Такая возможность предоставляется при покупке как первичного, так и вторичного жилья. Заявителем может выступать официально трудоустроенный человек, выплачивающий государству подоходный налог по ставке 13%. Неработающим гражданам и лицам, оформленным в качестве самозанятых или ИП по упрощенной системе, выплата недоступна.

Главные условия оформления налогового вычета при покупке квартиры:

  • купленное имущество располагается на территории РФ;
  • собственник оплачивает покупку личными накоплениями или путем оформления ипотеки;
  • покупатель — резидент РФ;
  • жилье уже перешло покупателю в собственность, и у него имеются бумаги, которые это подтверждают.

Если квартиру приобрели до 1 января 2014 года, то компенсацию выплачивают в рамках одного запроса, в установленных законом пределах. Если сделка состоялась после этой даты и стоимость жилья не превысила 2 млн рублей, то остаток суммы резидент получит при покупке другой недвижимости.

Как рассчитать стоимость вычета

Чтобы определить сумму налогового вычета, необходимо вычислить 13% от цены купленного жилья. Если она превышает 2 млн рублей, то расчет производится с учетом максимального лимита. Например, стоимость жилья 1 млн 200 тыс. рублей, 13% от этой суммы будет 156 000 рублей. Если квартира стоит 3,5 млн, то сумма вычета рассчитывается из суммы лимита — 2 млн рублей. И она составит 260 тыс. рублей. Сумму собственник рассчитывает самостоятельно на этапе подачи документов. Затем предоставленные сведения проверяет налоговый орган. Размер выплаты может корректироваться в зависимости от следующих факторов:

  • жилье оплачено средствами государственной поддержки — материнским капиталом, субсидиями;
  • ранее вычет уже выплачивался;
  • супруги делят вычет между собой;
  • в оплате квартиры были задействованы кредитные средства;
  • были дополнительные расходы, например, отделка квартиры в новостройке.

За каждый календарный год собственнику начисляют сумму не выше уплаченной в качестве подоходного налога. Она составляет 13% от официального дохода. Допустимо возвращать средства на протяжении нескольких лет, пока сумма не будет выплачена полностью.

Компенсацию процентов по ипотечному кредиту рассчитывают аналогичным образом. Ограничений на срок получения компенсации не предусмотрено. Собственник может возвращать 13% от уплаченных средств каждый год, пока не выплатит ипотеку или не израсходует установленный лимит. Выплату на проценты выдают вне зависимости от того, получил ли резидент основной имущественный вычет или нет. Иными словами, он может воспользоваться сразу двумя вычетами.

Необходимые документы

Для получения компенсации необходимо собрать ряд документов. В каждой отдельной ситуации ФНС может запросить дополнительные бумаги, которые позволят удостовериться в действительности реализации сделки. Основные документы для получения налогового вычета — это справка о доходах и декларация 3-НДФЛ. Помимо них, собственнику следует предоставить свой паспорт и бумаги, которые подтверждают переход права собственности. Раньше к ним относили свидетельство о праве собственности. В нынешнее время более актуальной стала выписка из ЕГРН. Для ее получения нужно подать запрос на сайте Росреестра. Также следует подготовить копии платежных документов, которые подтверждают, что гражданин оплатил покупку жилья своими или кредитными средствами.

Если объект сделки — дом с земельным участком, то к основному пакету документов нужно добавить соответствующий договор. При участии в долевом строительстве следует предоставить договор уступки права или долевого участия.

Получение налогового вычета через ФНС

Получить налоговый вычета через налоговую можно как через профиль на сайте ФНС, так и при личном визите. Давность покупки жилья значения не имеет.

Порядок действий будет следующий:

  1. Для начала необходимо заполнить декларацию. Ее образец можно получить при обращении в налоговый орган или на сайте ФНС.
  2. На следующем этапе следует запросить с места работы справку 2-НДФЛ. Она покажет сумму удержанных налогов за текущий год.
  3. Затем следует подготовить копии бумаг, подтверждающих совершение покупки. Если гражданин подает заявление через интернет, то все справки нужно отсканировать и перевести в электронный формат.
  4. Расходы на покупку квартиры должны быть подтверждены документально. Для этого нужно предоставить банковские выписки, кассовые чеки в случае закупки материалов, квитанции к приходным ордерам и т. д. Если собственник приобрел квартиру в ипотеку, то ему следует предоставить кредитный договор. Также может потребоваться справка с лицевого счета.
  5. Если недвижимость приобретают супруги, следует подготовить копию свидетельства о браке, а также письменное соглашение о порядке распределения между ними имущественного вычета.
  6. На последнем этапе собственник передает документы в ФНС любым удобным способом. Чтобы загрузить их через личный кабинет, нужно пройти авторизацию на сайте налоговой. Это можно сделать с помощью электронной почты или личного кабинета в Госуслугах.

Заказать налоговый вычет через госуслуги невозможно. На этом портале можно получить только справку 3-НДФЛ. Эта услуга находится во вкладке «Налоги и финансы». Оттуда нужно перейти в подраздел «Прием налоговых деклараций». В открывшемся окне выбрать способ получения справки. Наиболее удобный вариант предполагает получение документа по электронной почте. Никаких данных пользователю вводить не нужно. Они отображаются автоматически.

После подтверждения процедуры электронная форма справки появится в разделе «Итоги». Ее можно скачать и отправить в налоговый орган.

Получение налогового вычета через работодателя

Еще один вариант получить компенсацию предполагает обращение к работодателю. В этом случае дожидаться окончания налогового периода необязательно.

Процедура выполняется в несколько этапов:

  1. Необходимо написать произвольное заявление, обозначив в нем свое право на получение компенсации.
  2. К заявлению нужно приложить пакет документов, а затем отнести в налоговый орган по месту жительства.
  3. Уведомление будет готово через 30 дней после подачи документов. Его нужно передать работодателю. Этот документ освобождает от необходимости оплаты подоходного налога, пока вся положенная сумма не будет компенсирована. В итоге заявитель будет получать зарплату на 13% больше чем обычно. Право на вычет нужно подтверждать в ФНС каждый год.

Упрощенный налоговый вычет

С 20 апреля 2021 года в силу вступил закон № 100-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса российской федерации», допускающий возможность компенсации расходов в сокращенные сроки. В этом случае подавать документы и заполнять декларацию не требуется. Если раньше собственнику приходилось заявлять о своем праве на получение вычета, то теперь все данные передаются в ФНС в автоматическом режиме. Чтобы узнать о таком праве, достаточно заглянуть в личный профиль на сайте ФНС. В среднем уведомление появляется через 15 дней после проведения сделки купли-продажи. Сведения поступают от банка-участника сделки. Если банк еще не участвует в системе обмена информацией, то возможности получить упрощенный вычет не будет. Этот момент необходимо уточнить на этапе передачи денег продавцу. Решение о присоединении к системе обмена сведениями банк принимает самостоятельно.

Всё, что требуется от пользователя для получения вычета, — зайти в личный кабинет на сайте налоговой и подписать заявление. Налоговая инспекция примет решения в течение 3 дней. Еще 15 дней выделяется на перевод денег. По упрощенной схеме компенсацию можно получить лишь в том случае, если недвижимость была приобретена после 2020 года.

Опция недоступна в следующих случаях:

  • если недвижимость приобретена до 2020 года;
  • при расчете наличными деньгами;
  • если супруги хотят распределить вычет между собой.

В таких ситуациях инициировать выплату по упрощенной системе у собственника не получится. Ему необходимо дождаться, когда соответствующая информация появится в личном кабинете на сайте ФНС. Если банк, участвующий в сделке, не подключен к системе обмена информации с ФНС, то собственник должен подать декларацию и обратиться в налоговую самостоятельно.

Чтобы претендовать на имущественный налоговый вычет, собственник должен иметь постоянную работу и регулярно выплачивать налог на прибыль. Ему следует собрать ряд бумаг, подтверждающих факт покупки жилья. Все эти документы должны быть оформлены корректно. Поэтому важно, чтобы сделку купли-продажи сопровождал опытный специалист. Для этого обратитесь в агентство недвижимости «МСК КЛЮЧ». Они предоставят полное сопровождение сделки: проведут экспертизу правоустанавливающих документов; помогут с подписанием договора купли-продажи; сопроводят при подаче договора на государственную регистрацию перехода права собственности и др. Чтобы узнать подробнее об услугах компании, оставьте заявку на сайте.